Что необычайно ценное нашли на курилах. Экспедиция «Нашей Версии» обследовала секретные японские базы на Курилах

Информационно агентство «Новости» сообщило 29 июня о том, что ему стало известно из источников в Министерстве обороны о планах по строительству на курильском острове Матуа опорного пункта Тихоокеанского флота России. Подобные «утечки» информации, как правило, санкционированы, и представляют собой осознанное донесение до сведения мировой общественности информации, распространять которую по официальным каналам по каким-либо причинам нежелательно. В этом районе российское военное присутствие нельзя считать слабым, тем не менее, если принято решение об его усилении, то на это есть резоны, о которых говорить не принято. О них остаётся лишь строить предположения.

Что за остров?

Матуа занимает примерно серединное место в Курильской гряде, он расположен северо-восточнее о. Асшуа и юго-западнее Шиашкотана. Остров имеет вулканическое происхождение и увенчан живописной вершиной, возможно, не столь величественной, как Фудзияма, но тоже красивой. В середине мая здесь высадилась картографическая совместная экспедиция, снаряжённая Министерством обороны и Русским географическом обществом, она прибыла на шести судах и насчитывает две сотни участников. Об этом событии сообщила пресс-служба Восточного военного округа. Началось обследование акватории бухт, заливов и морского дна. То, что команда водолазов выполняла работы по определению пригодности рельефа для судоходства, не вызывало сомнения, однако попутно были сделаны многие очень интересные находки, относящиеся к относительно недавнему историческому прошлому.

Военный объект повышенной значимости

Этот небольшой остров, несмотря на скромные размеры, имеет важное стратегическое значение, и это понимали уже давно, причём не только в России. До Второй мировой войны и во время нее, когда Курильская гряда принадлежала Японии, здесь был создан крупный форпост, включающий пункты базирования субмарин, аэродром и наземные укрепления. Объекты неплохо сохранились, а в море аквалангисты обнаружили самолёт «Зеро», произведённый фирмой «Мицубиси», если судить по надписям на элементах конструкции (серийный № 1733), в 1942 году.

Легкий истребитель, очевидно, пытался долететь до базы, получив повреждения в боях с американскими ВВС, или был сбит советским пилотом после вступления СССР в войну на Тихом океане в 1945 году. Положение острова позволяет с воздуха контролировать весь довольно широкий вход в Охотское море, и тот, кто им владеет, может практически враз перекрыть навигацию в этом важнейшем для России районе Мирового океана. Это в императорской Японии понимали очень хорошо.

На Матуа в годы войны дислоцировался трёхтысячный гарнизон, обеспеченный всем необходимым для ведения длительной обороны. Боёв, однако, не было. Решительные и мощные действия Советской армии, разгромившей миллионную Квантунскую группировку на материке, и смелые десантные операции на других островах показали всю бессмысленность сопротивления. Японские войска с Матуа были выведены по приказу командования.

Что сохранилось?

На самом острове сохранилась взлётно-посадочная полоса, бетонная, но поросшая уже травой, тем не менее, частично пригодная для использования по прямому назначению после некоторой реконструкции, а также остатки аэродромной инфраструктуры, включая полуразрушенную диспетчерскую вышку. Японцы готовились к обороне серьёзно, они построили подземные бетонные бункеры, а среди сопок можно найти лёгкие танки, отличающиеся клёпаными соединениями, не характерными для более совершенной советской бронетанковой техники. Всё это очень интересно для историков, находки ценные, а по нынешним рыночным временам любой их этих артефактов стоит немалых денег и заслуживает своего места в музеях. Вся гряда, включая Матуа, стала советской после капитуляции Японии.

Первые действия

Экспедиция в период с середины мая по начала июня успела обследовать взлетно-посадочную полосу на предмет её готовности к приёму современных воздушных судов, расчистить аэродромную дренажную систему, развернуть мобильный авиационный навигационный комплекс и аппаратуру обеспечения полетов. Полос две, их длина 1,2 км, ширина 80 м. Вертолёты принимать остров уже готов. Сейчас проводятся работы для обеспечения возможности выгрузки габаритного снаряжения и техники, которые, как планируется, доставит сюда большой десантной корабль Тихоокеанского флота. Строительство не временного, а полноценного оборонного объекта начнется уже в этом году.

Аргумент в территориальных дебатах

Примерно в то же время, когда на острове Матуа проводились работы по предварительной оценке состояния инфраструктуры и планированию дальнейших действий, в Сочи приезжал японский премьер-министра Синдзо Абэ. С Президентом РФ он, в числе других вопросов, обсуждал и проблему «Северных территорий», возврата которых Токио безуспешно добивается практически все послевоенные десятилетия. В частности, премьер выразил желание проявить «новый подход». Непосредственного отношения к территориальному спору российская активность на Матуа не имеет, так как в число островов, на которые Япония заявляет претензии, он не входит. Однако новая база Тихоокеанского флота существенно изменит стратегическую обстановку в регионе, и какие-либо намёки на возможность силового решения вопроса теперь будут производить куда меньшее впечатление. А баланс морских сил сейчас далеко не в пользу России, если учитывать суммарную мощь Японии и базирующихся на Окинаве кораблей США.

Политический аналог

Не полностью тождественная, но подобная ситуация сейчас разворачивается вокруг архипелага Спартли, на который официально претендуют шесть государств. Казалось бы, какое дело США до спора за тихоокеанские острова между КНР, Вьетнамом, Филиппинами и другими участниками переговоров? Однако вместо того чтобы предоставить этим странам самостоятельно решать свои проблемы, американцы вмешиваются в конфликт и даже отменили эмбарго на поставки СРВ вооружений, намекая на возможность силового противостояния, в котором «товарищи» с обеих сторон отнюдь не расположены. Тем более что техническое превосходство Китая над его ближайшими южноазиатскими соседями столь явно и очевидно, что и говорить здесь не о чем. В настоящее время НАОК в инициативном порядке развернула на архипелаге оборонные противовоздушные системы.

Что будет на новой базе?

Вероятно, здесь будет создан опорный пункт для дальней авиации. Основу этой части российских ВВС составляют высокоскоростные ракетоносцы Ту-22М3, способные преодолевать действие ПВО вероятных противников, но имеющие радиус действия недостаточный, чтобы их считать стратегическими бомбардировщиками. Разница расстояний между точками взлёта с Сахалина, например, и того же острова Матуа до ближайшей вероятной цели достигает тысячи километров, что может сыграть решающую роль в определении боевых возможностей российской морской авиации. Ту-22 вооружены крылатыми ракетами большого радиуса действия, и им нет нужды непосредственно приближаться к Западному побережью США, например, чтобы в случае развязывания войны иметь шанс нанести неприемлемый урон. С этим фактором придётся считаться.

Ещё одна фигура на мировой шахматной доске

Стратеги рассматривают карту мира как большую шахматную доску, только правила игры сложнее. Не исключено, что база на острове Матуа станет ещё одной важной фигурой в этой бесконечной партии между сверхдержавами. Аэродром придется, конечно, перестраивать полностью, ведь Ту-22 это не «Зеро», требования к полосе совсем другие, нужен более толстый слой бетона, да и техническое оснащение должно быть на самом современном уровне. К тому же авиационная инфраструктура - это далеко ещё не всё, без порта объект существовать не сможет, как-то нужно осуществлять материальное снабжение. Однако, судя по общей обстановке в регионе, эти затраты оправданы. От них зависит безопасность страны.

Долгий путь

− Парни, собирайте вещи, завтра по плану - вылет на Матуа, - позвонили нам из пресс-службы Восточного военного округа.

Этот звонок мы восприняли без особого энтузиазма - шел уже седьмой день ожидания благоприятной для полета погоды на острове Итуруп. И надежда попасть на таинственный остров таяла с каждым затянутым молочным туманом утром. Сколько продлится нелетная погода - не знал никто. А знающие «утешали», мол, и месяц можете просидеть здесь. Даже сюда, на Итуруп, дорога была непростая. Путешествие «авиалиниями Минобороны» из Москвы в Хабаровск через Екатеринбург, Новосибирск, Улан-Удэ и Читу - «самолет летит со всеми остановками». Перелет на сахалинский аэродром «Сокол». С него - рывок на итурупский «Буревестник»...



До этого момента все шло по-военному четко и без задержек. Но на Курилах в наше строгое расписание вмешалась природа. Когда погода была у нас, ее не было на Матуа, до которого - около трех часов лету на вертолете. Когда солнце появлялось над Матуа, оно исчезало у нас, накрывая Итуруп мрачной облачностью. Когда было хорошо и там, и там, летчикам не хватало времени для успешного перелета - вездесущие циклоны могли перехватить «вертушку» по дороге.





В мае этого года необитаемый остров Матуа внезапно для себя вдруг обрел статус стратегической точки, «зоны особого внимания». Министерство обороны направило на него мощную экспедицию, с техникой, профессиональными поисковиками, медиками, биологами... Официально - целей две. Первая - понять, насколько остров пригоден как одно из мест возможного базирования частей Тихоокеанского флота. Вторая - исследование наследства, оставленного прежними хозяевами. 70 лет назад Матуа был тоже стратегической точкой - Японии. Между строк, конечно, читается и третья цель России - обозначить свое присутствие на тихоокеанских рубежах.



Перед поездкой мы прочитали практически все отчеты о немногочисленных послевоенных экспедициях на этот остров. И, как вы понимаете, по дороге на Матуа, у нас было достаточно времени для анализа. Вопросов было много. Чем занимались японцы на этом небольшом вулканическом острове, где были оборудованы сразу две взлетные полосы? Почему сдали его без боя советским войскам? Куда подевалось все вооружение и техника?



Мотого, Мутово, Мацува и Матуа!

У острова четыре названия от разных эпох, и, как показалось корреспондентам «КП», нынешнее ему тоже не подходит. Для русского уха. Кому не скажешь: «Еду на Матуа», - все завистливо вздыхают, мгновенно представив себе коралловый рай атоллов южных морей. Пишем эти строки в палатке, которую рвет ветер, и хихикаем. На улице – немыслимое для средней полосы России сочетание – ветер 13 метров в секунду и туман, видимость двадцать метров. Причем, ветер должен туман разгонять, а вместо этого натягивает все новые и новые волны водяной аэрозоли.

Остров с чужим, неподходящим ему именем, вчера показался нам милым и уютным. Пилот приветливо распахнул дверь кабины, чтобы мы видели, как на вертолет наплывает величественный вулкан Сарычева, весь в подтеках сахарного снега, как пасхальный кулич в глазури. Остров оказался невелик – всего 11 километров в длину и 6,5 в ширину. Под куцыми вертолетными крыльями мелькнул каменистый пляж, на котором резвилась парочка сивучей, потом пошли зигзаги траншей в полный профиль, капониры береговых батарей и, наконец, серый бетон взлетки японского аэродрома. На краю поля стояла встречающая нас «мотолыга», урчала дизелем. На башенке без пулемета сидел военный. При виде нас, он радостно закричал:

− Лысые! Сюда! – и снял форменную кепи. Солнце на секунду отразилось в блестящей, глянцевой коже его головы, как проблесковый маяк у входа в тихую гавань. Это был командир экспедиции, вице-адмирал Андрей Рябухин.



Броневик заревел, и мы неспешно загремели железом по острову. То, что сверху казалось милой зеленью, в реальности оказалось кривой северной ольхой, невысокой – в человеческий рост, и абсолютно непроходимой для пешего человека. Один из открывателей острова Мутова – казачий сотник Иван Черный, называл ее «коренья». И, судя по его запискам, остров его ни чем не поразил и не заинтересовал.

На Матуа не было источников пресной воды – лишь ручейки с талой водой, из-за их ничтожности, рыба не приходила сюда на нерест. Мыши и лисы – весь животный мир. На острове влачило жалкое существование племя айнов, балансировало на грани вымирания, но в конце 30-х годов на Мацуа обратили внимание японские военные. Остров не был интересен императорскому флоту – он не имел бухт, поэтому Мацуа решили превратить в крепость. Активные строительные работы круглосуточно шли около трех лет. Северная часть Мацуа, занятая вулканом-высотой 1485 метров, обороняла сама себя сложнейшим рельефом. Все остальное японские инженерные службы буквально вывернули наизнанку.

− Мне показывали американские аэрофотснимки 43-года – рассказывает нам Андрей Владимирович. – Съемку делали зимой, здесь достаточно высокий снежный покров – ольху скрывает почти до верхушек. И я обратил внимание, что весь белый снег – в черных точках. Это трубы от печек в блиндажах, дырки протаяли!



Деловой древесины на острове не было, поэтому японские инженеры рыли траншеи и норы, выдалбливали потерны в сопках, отливали из бетона колпаки дотов и здания.

На Матуа можно в любом месте свернуть с дороги и сразу же наткнуться на извивающуюся траншею, которая через десяток метров пересечется с другой траншеей, потом пойдут блиндажные городки, капониры, огневые точки – обязательно двойные, на случай если один из пулеметов наступающие подавят… Такой объем фортификационных работ потряс военных историков 21-го века. За одержимым трудолюбием японцев они увидели какую-то сверхцель, сверхзадачу или тайну.

Капитуляция острова без сопротивления, лишь напустила тумана, которого здесь и так хватает. В последних числах августа 45-го года, гарнизон Матуа сдался советским десантникам без боя. Почему остров, не имеющий ключевого стратегического значения, подчинялся напрямую императорской ставке на Хоккайдо?Пока не известно, а японцы молчат. К слову, командующий гарнизоном Матуа, умер, не оставив после себя никаких мемуаров, в отличии от своих коллег...



Через два года после войны, остров пережил извержение вулкана Сарычева. Он и сейчас ощутимо попыхивает сероводородным дымком, и лагерь нашей экспедиции ставили в расчете на возможное извержение лавы или цунами.

В середине 20-го века на Матуа стояла часть ПВО, потом была погранзастава – ее сняли в 2001 году и остров опять стал необитаемым на целых 15 лет. Но история если уж не таинственного, то странного острова Матуа, еще не написана до конца. Именно в эти дни, «белые пятна» заполняются новыми данными, а фантазии опровергаются или получают логическое объяснение.



Две скучные загадки

Вся экспедиция разбита на несколько групп. Геологи, например, уже закончили работу и пакуют образцы и пробы по ящикам. В сопках ухают взрывы, ревет техника. Мы бросаем рюкзаки в лагере и спускаемся к побережью – там работает сразу несколько групп. В отлив есть возможность осмотреть найденные останки японского порта. Изначально считалось, что Матуа снабжали с помощью десантных «Дайхацу», которые подходили к пляжам острова и по аппарелям сбрасывали грузы. Когда береговую полосу взялись изучать серьезно, выяснилось, что у японцев здесь был полноценный порт с причальными стенками, к которым с высокого, отвесного берега спускалась дорога-серпантин. Руководитель экспедиции рассказывает нам, что мосты на этой дороге строили из специального «каменного» дерева – кругляш на пробу отпиливали несколько часов – пила не цепляла зубьями древесину. Берег укреплен стенками из обработанных камней, а вот сами причалы японцы просто взорвали. Они хорошо знали, как важен порт для острова, на котором «нет погоды» для авиации чуть ли не половину дней в году. Бредем по камням вдоль берега туда, где несколько десятков бойцов вгрызаются в жирную прибрежную землю. С помощью грубой физической силы экспедиция пытается найти ответы на два важных вопроса: как гарнизон Матуа получал топливо и воду? Засилье бочек на острове – наследие советского периода. Встречаются и немецкие бочки с надписью «Вермахт».



На основе этих бочек некоторые исследователи строили головокружительные теории о сотрудничестве Третьего рейха и Японии, погружаясь в буйных фантазиях все глубже и глубже – до самых центрифуг, на которых обогащали уран в подземельях острова Матуа. На самом деле, качественных немецких бочек для топлива после войны осталось несколько миллионов – их использовали в народном хозяйстве СССР везде, пока они отслужили свое. Японский гарнизон, скорее всего, снабжали топливом, перекачивая его с танкеров. Насосные станции и резервуары взорвали, а вот сеть трубопроводов осталась. Остались и части насосов. Вторая тайна Матуа прячется здесь же – в бухте Двойной. Источников пресной воды на острове нет – а для многотысячного гарнизона ее нужно очень много. У береговой полосы сохранились бетонные резервуары и сеть керамических (а значит - вечных) труб, задвижек, насосов. На каждом агрегате - японская маркировка иероглифами. Но, как выразился вице-адмирал:

− Мы еще не понимаем точно, что и куда втекало, и откуда вытекало.

Звучит прозаически и скучно, но для освоения острова вода важнее трофеев и сокровищ, скрытых в недрах сопки Круглая. Японцы эту проблему успешно решили, но как?



Призрак «Отряда 731»

Медицинская лаборатория на базе ЗиЛ-131 с прицепом стоит на отшибе лагеря - от греха подальше. Именно в ней специалисты ведут исследования воды, почвы и находок поисковиков. Биологи подтверждают: проблема водоснабжения есть. И решения ее пока нет.

− На острове мы нашли только три пригодных источника, - рассказал нам начальник санитарно-эпидемиологической группы Вадим Симаков. - Причем, два уже исчерпали. Вода в принципе чистенькая, но нуждается в дополнительной минерализации. В основном - паводковая, за счет талого снега, осадков. Еще по системе японской армии она накапливается в различных бункерах. Но строения уже ветхие, система полностью не функционирует, поэтому резервуары больше напоминают болотца. Если же говорить о находках, то в пробирках, бутыльках обнаруживались в основном растворители, спирты, биологических агентов не было. Информация об этом месте была скудная, особенно настораживали неподтвержденные сведения о наличии тут бактериологического оружия. С учетом того, что прошло уже 70 лет, можно было предположить, что сохраниться здесь могли только споры сибирской язвы. Исследовали и и мышей, и воздух, и почву, в ДОТах, рядом с ними. Следов сибирской язвы, как и других опасных вирусов, мы не обнаружили.



− О наличии здесь каких-то химических лабораторий можно было судить со слов - военнопленных малограмотных японских солдат, - подтверждает Игорь Волков, врач бактериолог главного центра санэпиднадзора Минобороны. - Предпосылки были. Япония во время войны активно работала с биологическим оружием, но на территории Маньчжурии. Знаменитый отряд 731 численностью около 4000 сотрудников занимался его испытаниями на советских и китайских военнопленных. У отряда было шесть филиалов. Основное направление - чума. Объяснялось это просто - Европа боялась чумы. Хотя в Маньчжурии они применяли многие возбудители, но особых успехов не достигли. Испытывали на людях и чуму, и сибирскую язву, и холеру, и даже дизентерию. Но дело ведь не только в выведении боевого штамма. Необходимы средства доставки, нужно, чтобы возбудитель сохранялся во время взрыва. И на эти изыскания японцы потратили очень много времени. Его-то им для полноценного применения не хватило. Кстати, американцы перехватили руководителя отряда 731, и он долгое время еще работал в США. На Матуа же, по легендам, был либо склад этого отряда, либо какая-то маленькая лаборатория. Но пока следов ни того, ни другого не обнаружено. Должны быть признаки - пробирки, колбы, определенные длинные столы, фрагменты оборудования, автоклавы, которые ни с чем не перепутать. Например, «бактериологическая петля».



Врач демонстрирует нам проволочку - с одной стороны ручка, с другой - колечко-петелька. Показывает точными движениями, как с помощью этого примитивного устройства, можно «заразить» сразу десяток пробирок.

− Проволока, как правило из платины, сгнить в земле не могла. Ничего подобного мы здесь не нашли. Биологические боеприпасы тоже специфические. Они маленькие, не больше пяти литров. Но главное - они делались из глины и фарфора. Этого тоже нет.

Впрочем, до полного обследования острова пока далеко. Практически на наших глазах экскаватор и бульдозер срезают склон сопки рядом с полевым лагерем. Сверху, на спутниковых снимках, она выглядит идеально круглой, что уже породило легенды о ее рукотворном происхождении. В Интернете можно найти массу «свидетельств» о том, что внутри сопки спрятаны 54 этажа секретных коммуникаций. Но это из области народных мифов. Хотя, в гору ведет мощный силовой кабель, а значит внутри что-то все-таки есть. Ковш выгребает кубометры земли, пока на поверхности на показывается расщелина. По деревянным распорам сразу видно, что отверстие в скальной породе - дело рук человеческих. Вход был подорван японцами, сквозь узкую щель, фонарик выхватывает вырубленный в горе длинный коридор в человеческий рост. Первыми внутрь уходит группа армейских разведчиков... Хотя, «уходят» - громкое слово. Скорее - проползают змеями.

Продолжение следует...

Это не легенда, это действительно есть на самом деле. Вместе с тем основная цель экспедиции - не отгадывать японские ребусы, а сделать комплексную оценку территории, чтобы понять, насколько она пригодна для освоения, не смоют ли сели и цунами новую инфраструктуру острова. Также экспедицию интересует вопрос, как японский гарнизон решал вопросы жизнеобеспечения, ведь, как выяснилось, источники воды на острове отсутствуют.

Руководитель экспедиции - замкомандующего ТОФ Андрей Рябухин, рассказал «Армейскому стандарту», что японцы пользовались исключительно талой водой, которая образуется за счет таяния снегов на вулкане. Поэтому на Матуа находят множество старых японских фильтров для очистки воды, которые изобрел начальник 731-го отряда в Маньчжурии Сиро Исии (японский врач, проводивший нечеловеческие эксперименты над людьми и разрабатывавший бактериологическое оружие). Они предполагали два вида очистки, грубую и тонкую. Грубая при помощи щеток удаляла из воды всю грязь и мусор.

Во время тонкой через керамические фильтры под давлением прогоняли воду, затем она шла по траншеям в специальные емкости. Часть системы была проведена в районе горной системы, а часть японцы устроили возле озер, которые образовывались в период таяния снега. Рядом с ними были установлены насосные станции. Кстати, из-за того что на острове было много крыс, которые также пользовались водой, здесь нашли сильные антибиотики, которыми были буквально завалены подземные госпитали. Таблетки предотвращали поражение личного состава. Вместе с тем участники экспедиции утверждают, что самого производства бактериологического оружия на острове не было. Ведь если бы что-то пошло не так, то японские гарнизоны на Курилах погибли бы сами.

Остров был нужен в первую очередь как огромная база хранения и база обеспечения безопасности протяженной линии коммуникации, которая проходила от «большой» Японии до островов Парамушир и Шумшу, где стояли большие гарнизоны. Угрозу безопасности этого маршрута представляли только подводные лодки и надводные корабли американцев. Так как авиация союзников не могла активно бомбить острова из-за дальности перелета, основной упор был сделан на защите от флота. Поэтому на острове построили большой аэродром с двумя полосами, где базировалась истребительная авиация и бомбардировщики. Также на острове могло находиться до десяти тысяч человек, чтобы при необходимости усилить японские гарнизоны на северных островах Шумшу и Парамушир.

Спрашиваю у Рябухина: удалось ли экспедиции понять, как была построена оборона острова?

Мы выяснили систему коммуникаций и фортификации японцев, поняли, как была выстроена структура обороны Матуа, - рассказывает он. - Особенностью строения острова является большое количество распадков - длинных ущелий, в которых они концентрировали свои склады. На острове была развита дорожная система. Она была серпантинного типа и вела туда, где стояли отдельные гарнизоны. Рядом с гарнизоном был оборудован склад и казармы, а также позиции для обороны - траншеи, доты. Пока мы только можем предполагать, как осуществлялся подвоз на позиции продуктов и боеприпасов.

Уже понятно, что на Матуа был развит автомобильный транспорт и железная дорога. Конечно, саму железную дорогу поисковики пока не нашли, встречаются только ее следы. Можно только догадываться, где она проходила, - это тоннели, пробитые под землей и как артерии пересекающие остров. О том, что она действовала, свидетельствуют и многочисленные находки: проржавевшие от времени вагонетки, фрагменты рельсов. Кроме того, по всему острову были проложены латунные или бронзовые трубопроводы для подачи топлива. Поисковики находят характерную арматуру и насосные части, однако емкости, где хранилось топливо, пока также не найдены. Кроме того, экспедиция выяснила, как японцы строили свои казармы.

Они были сборно-разборными и состояли из металлического каркаса и дерева. Деревом также были обшиты все доты на острове. Аэродром японцев сейчас находится в довольно плачевном состоянии, он сильно пострадал от налетов авиации и от природных катаклизмов. Сейчас там оборудовано несколько вертолетных площадок. Однако в перспективе его восстановление возможно. Конечно, главный вопрос: нужен ли нам этот клочок земли, абсолютно непригодный для нормальной жизни? - С прошлого года Охотское море стало нашим внутренним морем, - говорит Андрей Рябухин. - Это наше море. И здесь, так скажем, много открытых дверей. И каждый хочет в них войти. А вот с какими намерениями в эти двери входят - добрыми или не очень, сразу не поймешь. Чтобы надежно защитить наши территории, надо приложить усилия, чтобы потом не жалеть, что ничего не сделали.

С недавнего времени упоминание о небольшом острове Матуа Курильской гряды стало частым не только в российских, но и зарубежных СМИ. Так чем же этот «таинственный остров» так прославился?

«Матуа» в переводе с языка айнов означает «Маленькие горящие заливчики». Остров этот расположен в средней части Курильской гряды между островами Райкоке и Расшуа.

Напомним, в начале мая к самому малоизученному курильскому острову Матуа отбыла научная экспедиция, в составе которой шесть (!!!) военных кораблей Тихоокеанского флота, на борту которых более двухсот человек - ученых и специалистов, оснащенных тяжелой техникой, средствами подземного поиска, различными материалами и оборудованием.

Экспедиция организована не общественниками или полуподпольными искателями сокровищ, что случалось не раз, а впервые совместно Русским географическим обществом (РГО) и самим Министерством обороны РФ. Напомним также, что генерал армии Сергей Шойгу не только министр обороны Российской Федерации, но плюс к этому президент РГО. Согласитесь, это наводит на определённые мысли.

«Много загадок, много интересного, остров таинственный», - напутствуя участников экспедиции сказал президент РГО и министр обороны, отметив, что на Матуа множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, взлетные полосы, дорога, идущая к вулкану... Он не скрывал, что в экспедиции - спелеологи, исследователи подводных миров, военные специалисты.

«И по военной части там много разных загадок. По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов, которые были приготовлены для отражения советских войск. И куда исчезли две трети гарнизона, который находился на этом острове», - напомнил Сергей Кужугетович.

Такая степень осведомленности высшего должностного лица военного ведомства России говорит о том, что обстановка изучена и решение на рекогносцировку принято.

Да и возглавляет экспедицию заместитель командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) вице-адмирал Андрей Рябухин. А это уже прямое целеуказание на «разведку боем местности».

Полностью приоткрыл занавесу таинственности командующий войсками Восточного военного округа (ВВО) генерал-полковник Сергей Суровикин: «Российские военные рассматривают возможности базирования сил Тихоокеанского флота (ТОФ) на острове Матуа Курильской гряды» – заявил он.

1. Остров Матуа – одна из геологических и исторических жемчужин Курильской гряды. Остров вытянут меридионально в форме овала, выпуклого на восток, слегка вогнутого с запада. Длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км, площадь 52 км2.

Большую часть острова занимает конический действующий вулкан Фуё (пик Сарычева) высотой 1485 м, постоянно дымящийся и временами выбрасывающий потоки лавы, стекающие из кратера по северо-восточному склону.

Имя своё вулкан получил в честь почётного члена Петербургской Академии, адмирала Г.А. Сарычева. Этот полярный исследователь первым наиболее точно установил положение острова Матуа.

К берегу они приобретают вид холмов и, все более снижаясь, переходят в плоское песчаное прибрежье с двумя мысами; продолжением последних являются подводные рифы до 1,8 км длиной.

Склоны горы Фуё расчленены ложбинами, но большей частью покрыты каменными россыпями, особенно мощными у подошвы.

Примерно третью часть подножия вулкана занимают низкорослые кустарники. Свой карликовый рост, не более метра, они, очевидно, компенсируют необыкновенной плотностью. Заросли такие густые, что не продерешься.

На высокогорье начинается полоса альпийских лугов. А ещё выше – неустойчивый шлак и камни. На предвершинье гидросольфаторы обильно выбрасывают в воздух струи водяного пара.

Кратер, из которого с шипением и гулом вырываются сернистые газы, до краев заполнен лавой. С юго-восточной стороны его стенки возвышаются над его кипящим нутром на 40 м. С восточной стороны они почти сходят на нет, а на западе практически сравнялись с уровнем вулканической воронки.

Есть версия, что с этой стороны часть кратера специально была подорвана японцами, чтобы при извержении лава стекала в Охотское море. С 1760 года известно не менее десятка извержений вулкан.

Так 1946 г. взрывной волной ужасающей силы вулканические бомбы выбросило через пролив Двойной (1,6 км) на остров Топорковый. Пепел извержения достиг аж самого Петропавловска-Камчатского. Раскалённые лавины в тот год стекли в бухты, сформировав три новых мыса.

В другой стороне острова гигантская волна цунами, проникшая вглубь пологого побережья бухты Айну, принесла и нагромоздила огромные стволы деревьев, смыла слой грунта и открыла входы в старые полузатопленные штольни. Подобные сооружения пробиты в скалах по всему острову.

Самый южный мыс острова Матуа носит название Юрлова по имени шкипера, который входил в состав Второй Камчатской экспедиции и перезимовал на острове в 1756-1757 гг. Правда, в карты закралась опечатка, и теперь это место часто называют мысом Орлова.

Полностью закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем.

На практике же удобное и относительно безопасное место есть. Это то пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы.

Подходы к островам с моря всюду безопасны на расстояние до 0,18 км от берега. Якорные стоянки - в двух бухтах.

Бухта Айну (Айну, Ainuwan) расположена на юго-западе острова и служит убежищем немногим судам при штиле и восточных ветрах. Глубина 14-25 м; грунт песчаный. Высадка удобна на песчаный берег близ устья речки Хесупо.

Бухта Ямато (Ямото). Расположена между островами Мацува и Иваки. Лучшая из всех бухт гряды. Перемычкой, соединяющей острова, она делится на две части. Пройти из одной бухты в другую можно по ложбине близ о. Иваки, глубиной 9 м.

Грунт в обеих частях бухты песчаный. В зависимости от ветров можно пользоваться то северной, то южной частями бухты

Несмотря на близость весьма беспокойного и грозного вулканического «соседа», айны с незапамятных времён обустраивали на Матуа свои жилища, которые располагались на берегу единственного пресного ручья. Последние айнские семьи японцы переселили на Шикотан в начале ХХ века.

После русско–японской войны 1904–1905 годов, по Портсумскому договору острова Курильской гряды и половина Сахалина отошли Японии. Японцы давно положили глаз на остров Матуа из-за его удачного серединного – географического положения, не туманного климата и удобства якорных стоянок судов различного типа.

Они оборудовали на Матуа рыболовные станы, звероводческую станцию и морской заповедник. Тогда здесь были сооружены сторожевой пост, метеостанция, синтоистский храм.

Фортификационные сюрпризы, военные тайны и политические загадки острова Матуа

В годы Великой Отечественной войны японцы превратили Матуа в военно-морскую крепость – чудо фортификационного исскуства.

Всё побережье острова по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению.

Причём их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвлённую сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

В одной из береговых скал многочисленные военнопленные китайцы и корейцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Её стены были аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.

Ещё более тщательно сооружался аэродром острова.

Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолёты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления по трем (!!!) взлетно- посадочным полосам (ВПП) шириной до 85 метров и длиной до 1850 м.

Японские инженеры предусмотрели и "антиоблединительную " конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлётной полосы японским лётчикам не грозило, и самолёты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

Большая часть фортификационных работ тщательно замаскирована и до сих пор. Вот частное мнение исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: "Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре. Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека.

Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.»

Но и эти бросающиеся в глаза или замаскированные грандиозные сооружения - только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более 70 лет, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа.

По своим фортификационным данным военно - морская крепость Матуа теоритически, да и практически неприступна. Уж поверьте на слово автору – по военному образованию офицеру- фортификатору.

Однако 26 августа 1945 года 40 советским пограничникам «доблестно» сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров.

Но трофеи составили всего лишь 2127 винтовок, 81 легкий пулемет, 464 тяжелых пулеметов и 98 гранатометов, что явно «не густо» . К тому среди перечисленных трофеев, взятых на Матуа, отсутствовали артиллерийские орудия, зенитные установки и танки.

Почему? Где продукты питания, запасы обмундирования и средств связи гарнизона. А куда исчезли около 10 000 военно-пленных китайцев и корейцев?

Вообще-то, вопросов в истории высадки советских войск на Матуа множество. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: "Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас и пленных, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение".

Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться.

И ли вот еще. На Потсдамской конференции 1945 года Президент США Гарри Трумэн, не с того не с чего обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, которые должны быть заняты советскими войсками – Матуа.

«Для друзей ничего не жалко!» - ответил генераллисимус. Но в качестве «аллаверды» попросил один из Алеутских островов.

Чем же маленький островок Матуа так привлёк президента Америки? Разгадку этому, возможно, стоит искать в тайнах разработки и овладения ядерным оружием США, СССР, Германии и Японии. Да, да и Японии.

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако.

По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч.Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о разработке японцами ядерного оружия на одном из островов Курильской гряды (Матуа?) и о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этих объектах в тайне от СССР.

Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолёты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалёку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошёл взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости Матуа действительно шли разработки самого страшного оружия XX века - ядерного, то это даёт ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Может быть и интерес американского президента к Матуа, и не вовремя проснувшийся вулкан, и отказ японцев в предоставлении материалов - не случайная цепь событий? И может быть, в тайных, ещё не найденных подземельях острова-крепости скрывается не только проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

Скажете – выдумки. Тогда прошу обратить внимание на самые свежие факты. Не успела означенная экспедиция отправиться к Большой Курильской гряде, как премьер-министр Японии вдруг поспешил отправится...

Вовсе не в Вашингтон, а Сочи, к президенту России Владимиру Путину, проигнорировав настойчивые рекомендации «старшего брата» - президента США - воздержаться от подобного шага. Подробности сей высокой встречи так и остались «тайной за семью печатями». Не думаю, что это случайное совпадение фактов и событий. В прочем время покажет.

Лучше поздно чем никогда

Разгадка сюрпризов, тайн и загадок острова Матуа дождалась таки своих исследователей. В сегодняшней экспедиции принимают участие корабли Тихоокеанского флота - большой десантный корабль «Адмирал Невельской» и киллекторное судно КИЛ-168.

На борту - представители министерства обороны, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота, а также Русского географического общества, московские специалисты в сфере почвоведения, геоморфологии, палеогеографии и других наук.

«Японцы создали на Матуа внушительное количество объектов противодесантной обороны, возвели многочисленные долговременные огневые точки, - рассказал один из участников экспедиции Игорь Самарин. - Наша задача найти их, описать, нанести на карту. Я уже дважды бывал на Матуа, занимался этой работой. Но там ещё столько неизученных объектов, не на одну такую экспедицию хватит».

Кроме научных задач, военное руководство рассматривает возможность перспективного базирования там сил Тихоокеанского флота. А пока на острове развёрнута вся инфраструктура, необходимая для обеспечения жизнедеятельности участников экспедиции.

Силами военных ВВО на Матуа уже оборудован полевой лагерь, организованы водо- и электроснабжение, созданы узел связи и пункт материально-технического обеспечения. Одна из задач, которую озвучили - оценка состояния местного аэродрома.

Экспедиция обустраивается на о. Матуа, май 2016-го...

В штабе Восточного военного (ВВО) округа отмечают, что ВПП аэродрома неплохо сохранились. «Их удачное расположение с учетом розы ветров и местного климата в те годы обеспечивало посадку и взлет воздушных судов в любое время», - информировала пресс-служба ВВО.

"Полноценной авиационной базой российских Воздушно-космических сил (ВКС) со временем станет аэродром на острове Матуа Курильской гряды", – считает экс-главком ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

П.Дейнекин отметил, что одним из важных критериев по оценке воздушной мощи государства является наземная инфраструктура. «В военном деле имеется такое понятие как оперативная плотность базирования. Когда на одном аэродроме находится большое количество авиационной техники, она может быть выведена из строя за один ракетный удар или авиационный налет противника. И чтобы не повторился авиационный погром 1941 года, наша аэродромная сеть расширяется».

Научно-изыскательская экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по восстановлению аэродрома на острове Матуа в центре курильской гряды, передает Минобороны России.

Проведено обследование взлетно-посадочной полосы (ВПП), подготовлены к работе, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения полетов, расчищена дренажная система аэродрома, завершено оборудование площадки для посадки вертолетов любых типов.

Аэродром имеет три ВПП длиной более 1200 м и шириной 85 м с бетонным и асфальтовым покрытием.

«Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу», - заявил П.Дейнекин.

Штаб Тихоокеанского Флота (ТОФ) информирует, что экспедиция министерства обороны и Русского географического общества начала на острове Матуа инженерные работы по востановлению причальных соооружений острова Матуа, а также исследует укрепления времен Второй Мировой войны.

Первоочередная задача – подготовки прибрежного участка острова в бухте Двойная для подхода большого десантного корабля "Адмирал Невельской" к берегу способом «на упор» для проведения полноценных погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме того специалисты уже приступили к обследованию ранее обнаруженных подземных фортификационных сооружений.

Также ведется активный поиск точек входа в подземные коммуникации и переходы между сооружениями.

Заключение

Естественно это лишь открытая для общественности часть собранной экспедицией информации.

Даже спустя более 70 лет со дня освобождения Матуа, на острове возникает вопросов больше чем имеется на них ответов.

Борис Скупов

Статьи по теме