Питание при задержке авиарейса. Присутствие вины авиаперевозчика

Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.

Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.

Все эти случаи считаются «непредвиденными обстоятельствами, независящими от компании», и денежная компенсация за них не предусмотрена.

А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.

При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.

Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.

При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.

Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.

Все мы время от времени сталкиваемся с отменой или задержкой авиарейсов. Особенно сложная ситуация возникает при перелетах родителей с детьми. Как вести себя в подобных случаях и что надо предпринять в первую очередь? Подробнее о законодательных нюансах, правилах перевозок и правах пассажиров в России, ЕС и США рассказывает юрист национальной юридической службы АМУЛЕКС Ольга Рябых.

Итак, произошла отмена или задержка рейса. В первую очередь необходимо оперативно установить, кто виноват в сложившейся ситуации. Для этого пассажиру необходимо обратиться за разъяснениями к авиаперевозчику.

Ответственность авиакомпании

Вылеты из российских аэропортов регулируются законодательством РФ, которое не зависит от авиакомпании, услугами которой вы воспользовались. Согласно нормам гражданского законодательства РФ (статьи 794 и 795 Гражданского кодекса РФ) авиаперевозчик не будет нести ответственности перед пассажира ми в следующих случаях:

  1. Природные явления стихийного характера (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Причем это правило распространяется на природные явления как в точке вылета, так и в месте прибытия.
  2. Военные действия.
  3. Забастовки.
  4. Объявление карантина на государственном уровне или введение ограничения перевозок на определенных направлениях.
  5. Задержка или отмена рейса связана с устранением неисправности транспортного средства, которая могла угрожать жизни и здоровью пассажиров.

Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании . Вот некоторые примеры:

  1. Нестыковки в расписании.
  2. Неготовность экипажа или борта к выполнению рейса.
  3. Отказ в посадке пассажира на рейс из-за "овербукинга" (такие ситуации, когда билетов продается больше, чем мест в самолете, с расчетом, что часть пассажиров не явится на рейс).
  4. Другие ситуации, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

В зависимости о того, когда произошли перенос или отмена рейса, пассажиру необходимо избрать для себя порядок действий в такой ситуации.

В первую очередь авиакомпания вместе с сообщением об отмене рейса должна предложить вам альтернативный рейс, причем осуществлять его может как ваш изначальный перевозчик, так и сторонний, а даты рейсов могут отличаться от даты вашего рейса или предусматривать пересадку.

Помимо альтернативного перелета, авиакомпания может предложить вам возврат стоимости авиабилета в полном объеме в связи с вынужденным отказом. Такие правила установлены пунктом 227 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее по тексту "Федеральные авиационные правила").

Помните: если вы приобрели один билет на рейс с пересадкой, то можете рассчитывать на возмещение стоимости всего маршрута. Если же билетов было два, и отменили/заменили лишь первый рейс, вернуть получится только сумму за отмененный перелет. Билет за второй перелет придется сдавать согласно тарифу. Если отмена или замена коснулась второй части перелета, и авиакомпания не предоставила альтернативных вариантов, перевозчик обязан вернуть вам деньги за указанный билет и обеспечить бесплатный возврат в Россию.

Что касается билетов "туда и обратно", вернуть их полную стоимость при отмене/замене рейса можно, только если они приобретены одновременно (оба билета на одном бланке).

Возврата денег за билет можно требовать и в случаях, когда предложенный авиаперевозчиком альтернативный вариант перелета вас не устроил.

Вы узнали о отмене/задержке рейса уже в аэропорту

Эта ситуация некомфортна для всех пассажиров, но особенно - для родителей с детьми. Первое, что нужно в таком случае сделать, это не паниковать и обратиться к сотрудникам авиаперевозчика, чтобы уточнить:

  • почему и насколько будет задержан ваш рейс (пп. 73-74 Федеральных авиационных правил);
  • есть ли возможность предоставления вам альтернативного перелета.

Также необходимо получить у представителя авиаперевозчика документа-справки или отметки на вашем билете о состоявшейся отмене/задержке рейса (п.228 Федеральных авиационных правил).

Если вы соглашаетесь дождаться следующего борта, то сможете воспользоваться всеми преимуществами, которыми обладают пассажиры при задержке рейса (ст. 99 Федеральных авиационных правил). На все указанные ниже услуги пассажир может претендовать без взимания платы.

Если ожидание займет более 2 часов , вы можете рассчитывать на:

  • Комнату матери и ребенка, которая предоставляется на одного пассажира с ребенком не старше 7 лет.
  • Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса.
  • Прохладительные напитки.

Если ожидание займет более 4 часов , вы имеете право на горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Если ожидание займет более 8 часов днем и более 6 часов ночью , вы имеете право на:

  • Бесплатное размещение в гостинице.
  • Трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без дополнительной платы.
  • Бесплатное хранение багажа.

Задержка рейсов "Аэрофлотом" 1-2 декабря: разбираем ситуацию

1-2 декабря 2017 года компания "Аэрофлот" задержала 40 рейсов из Москвы по причине отсутствия разрешения от аэропорта "Шереметьево" на запуск двигателей. Рейсы были задержаны более чем на 2 часа, все пассажиры были не просто в аэропорту, а на борту самолетов. Как отмечают в самой компании, все уже было готово к вылету, командиры экипажей ожидали от "Шереметьево" разрешения на буксировку со стоянки, запуск двигателей и т.д. Как пояснили в компании "Аэрофлот": разрешение на запуск могли дать в любую минуту, поэтому пассажиров не высаживали.

Известно, что пассажиры имели возможность покинуть борт, однако в таком случае пассажир терял бы перелет, поскольку самолет мог улететь в любой момент. В компании добавляют, что пассажиры остальных задержанных рейсов, которые ожидали вылета в терминале, обслуживались согласно авиационным правилам, им предоставлялись ваучеры на напитки и питание.

В такой ситуации рекомендуется не занимать выжидательную позицию, а смело обращаться на стойку авиакомпании за информацией о причинах, возможных сроках задержки вашего вылета и порядке ваших дальнейших действий. Важно помнить: экипаж самолета не может удерживать пассажиров на борту в аэропорту (пункте по маршруту перевозки) при желании пассажира покинуть борт и не продолжать поездку.

Пассажирам, покидающим борт самолета, необходимо заявить о своем отказе от перевозки. При этом отказ, обусловленный нарушениями обязательств перевозчиком - отменой или задержкой рейса, - будет считаться вынужденным (п. 227 Федеральных авиационных правил). Правом на вынужденный отказ от перевозки пассажир может воспользоваться и на борту самолета, если о задержке рейса стало известно только там. В случае вынужденного отказа пассажиру будет возвращена уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).


Компенсация за задержку рейса в РФ

При отмене/задержке рейса вы вправе претендовать на выплату компенсаций, если российская авиакомпания не сможет доказать своей непричастности к этому событию.

В соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 28) в случае вины авиакомпании в отмене/задержке рейса вы вправе потребовать выплаты 3% от стоимости авиабилета за каждый час, а согласно Воздушному кодексу РФ (ст.120 ВК РФ) - 25% МРОТ за каждый час отсрочки, но не более 50% от стоимости билета.

Кроме того, согласно тому же закону "О защите прав потребителей" (п. 2 ст. 13, ст. 15), в случае вины авиаперевозчика в отмене/задержки перелета вы сможете претендовать на возмещение убытков и на компенсацию морального вреда, если в связи с отменой/ задержкой рейса были вынуждены нести дополнительные расходы или вашему ребенку были причинены физические и нравственные страдания.

Действия перевозчиков и пассажиров в случае задержки или отмены рейса на территории Евросоюза определяются регламентом ЕС № 261/2004 (Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004).

Алгоритм действий перевозчика и пассажиров при задержке или отмене рейсов в Евросоюзе практически такой же, как и в России. Первым делом нужно будет обратиться к представителю авиакомпании для получения информации о возможности предоставления альтернативного перелета и получить отметку на билете о том, что рейс был задержан или отменен.

Правила выплат компенсаций распространяются на всех перевозчиков, осуществляющих полеты над территорией Евросоюза либо из аэропортов ЕС в любых других направлениях. Кроме того, авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС, обязаны также предоставлять компенсации в случае перевозок на территорию ЕС из любых других стран. Пассажиры имеют право получить компенсацию вне зависимости от того, являются они гражданами ЕС или нет. Рассчитывать на компенсацию можно, если полет был отменен менее чем за две недели до вылета.

При "овербукинге" в странах Евросоюза, авиакомпания обязана предложить всем "лишним" пассажирам добровольно отказаться от рейса. Всем отказавшимся вернут деньги за билет и предложат компенсацию в размере от 250 до 600 евро с учетом дальности перелета. Кроме того, если не найдется добровольцев, вас могут снять с рейса - с полным возмещением стоимости билета и со всеми компенсациями.

При ожидании перелета вы также будете иметь право на получение от авиакомпании бесплатных услуг:

  • Питание и напитки
  • Проживание в гостинице (если необходимо задержаться)
  • Трансфер между аэропортом и местом проживания
  • Два телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте

В США закон предусматривает возврат денег за билет и/или компенсации, когда пассажир не попал на рейс из-за "овербукинга". В Америке у каждой авиакомпании свои правила, и закон не обязывает перевозчиков предоставлять пассажирам задержанных или отмененных рейсов еду, напитки или телефонные звонки. Также законом не предусмотрен и возврат денег при длительных задержках или отмене, но в большинстве случаев авиакомпания предложит поменять билет на свой ближайший рейс или рейс другой компании. Но если новый билет окажется дороже, разницу в цене придется покрывать за собственный счет.

Что изменит Монреальская конвенция?

Этим летом Россия присоединилась к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок (соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации). Таким образом, выплаты за задержку рейса выросли почти в 15 раз - до 344 тыс. рублей с 1 950 рублей за час ожидания. Конвенция распространяется только на международные регулярные и чартерные рейсы.

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика: компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству - правам заимствования (СПЗ), которые рассчитываются на основе нескольких мировых валют (японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Таким образом, согласно Монреальской конвенции, пассажиру положена компенсация до 4150 СПЗ, или 344 тыс. руб, вместо предыдущих 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

Изменения коснулись и перевозки багажа. Теперь в случае уничтожения, повреждения или задержки компенсация будет ограничена суммой 1000 СПЗ (около 83 тыс. рублей). Для сравнения: ранее размер компенсации определялся ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не мог превышать 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тыс. рублей за ручную кладь в тех случаях, когда стоимость не может быть точно установлена.

Выросли выплаты и случае гибели пассажира - до 100 тыс. СПЗ, это около 8,3 млн рублей, ранее норма регламентировалась п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса, и максимальная сумма составляла 2 млн рублей. Кроме того, пассажиры получили возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику - теперь это можно сделать по месту жительства пассажира.

Однако сейчас, как уже указывалось выше, согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от 250 до 600 евро в зависимости от дальности перелета. Монреальская конвенция не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. В России на настоящий день данные правила Евросоюза не применяются. И даже после ратификации Монреальской конвенции пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика.

Как вернуть деньги за билет

Если авиакомпания еще при задержке рейса проигнорировала ваше право на возврат уплаченных денежных средств за авиабилет, не предложила альтернативный перелет и/или не дала никаких разъяснений, то вы можете собрать документы и решить спор в досудебном порядке: в России - в течение 6 месяцев с момента отмены/задержки рейса согласно Воздушному кодексу РФ (ст. 126 ВК РФ), а в странах Европы - от 2 до 6 лет (в зависимости от правил перевозки).

Для разрешения спора с авиакомпанией в досудебном порядке авиаперевозчику необходимо будет вручить претензию, приложив к ней подтверждающие указанные в ней обстоятельства документы: билет с отметкой об отмене или задержке рейса или справку авиакомпании, посадочный талон, квитанции и чеки за питание и проживание во время ожидания, письма и пригласительные, другие документы, подтверждающие расходы на вас и вашего ребенка или причиненный вам и вашему ребенку моральный вред.

Вручить претензию с копией документов можно представителю авиакомпании лично или отправить на адрес авиакомпании заказное письмо с уведомлением.

У перевозчика есть 30 дней, чтобы рассмотреть вашу претензию и дать ответ (ст. 128 ВК РФ). В течение этого времени вам должны быть возвращены уплаченные за билеты денежные средства и перечислены причитающиеся суммы компенсаций.

В странах ЕС деньги за билет будут перечислены на ваш счет в течение 7 дней, как того требует регламент ЕС № 261/2004Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004.

Памятка для родителей при перелетах с детьми

  1. Собираясь с ребенком в путешествие, всегда берите с собой документы на ребенка, даже если вам не требуется оформлять отдельный авиабилет на него. Подумайте заранее о необходимых на случай отмены/замены авиаперелета вещах.
  2. Получите разъяснения у представителей авиакомпании о причинах отмены/задержке рейса, поставьте отметку на билете или получите соответствующую справку.
  3. Получите дальнейшие инструкции о месте и порядке ожидания следующего рейса.
  4. В зависимости от времени ожидания следующего рейса требуйте бесплатное питание, проживание в гостинице, другие услуги (в РФ и ЕС). Если рейс задержали в США, то вы можете узнать на сайте авиакомпании, какие есть дополнительные услуги для ожидающих рейса пассажиров.
  5. Сообщите сотрудникам авиакомпании о том, что вы ожидаете рейса с ребенком, напомните о своих правах как пассажиров с детьми.
  6. Собирайте все чеки и квитанции за питание и проживание за время вашего вынужденного ожидания, чтобы впоследствии иметь возможность доказать причиненные вам убытки и моральный вред.
  7. Не бойтесь защищать свои права. В случае нарушении ваших прав обращайтесь с претензиями к авиаперевозчику, а в случае отказа в досудебном урегулировании спора - в суд.

Это общие правила поведения родителей с детьми при отмене или задержке перелета, соблюдение которых даст достаточно серьезную гарантию, что путешествие пройдет без эксцессов.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Впечатления от долгожданного отпуска могут оказаться смазанными не по вашей вине. Сообщения о длительных задержках рейсов и возмущенных пассажирах, чьи права были нарушены, появляются регулярно. Важно не забывать, что порядок действий как туристов, так и авиакомпаний, четко регламентирован. О том, как нужно себя вести и на что можно рассчитывать, угодив в неприятную ситуацию, узнаем у руководителя юридического отдела ООО «Юридическое агентство Персона Грата» Ирины Доценко.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

В соответствии с пунктом 99 Правил воздушных перевозок, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

  1. Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  2. Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  3. Обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  4. Обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов - в ночное;
  5. Размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов - в ночное;
  6. Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  7. Организация хранения багажа.

Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Получить от авиакомпании компенсацию в случае задержки рейса и не предоставления положенных по закону услуг вполне реально.

И вот что для этого нужно сделать:

Во-первых, пассажиру необходимо обратиться к представителю авиакомпании в аэропорту (сотруднику аэропорта на стойке информации) и получить документ, подтверждающий задержку рейса (как правило, ставится отметка о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне). Далее нужно собрать все чеки, подтверждающие понесенные вами расходы по причине задержки рейса, а по прибытии в пункт назначения направить в адрес авиакомпании претензию с требованием компенсировать моральный ущерб. В случае отказа авиакомпании в добровольном порядке удовлетворить ваши требования - можно обратиться в суд.

Согласно Федеральному закону от 3 апреля 2017 г. N 52-ФЗ, Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 г. об унификации правил международных воздушных перевозок, которую ратифицировали уже более 120 стран. Что изменится для авиапассажиров?

Роспотребнадзор сообщает, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсаций за нарушения правил перевозки.

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 RUB за каждый час простоя (но не более 50 % от цены билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. RUB.

Размер компенсации при утрате перевозчиком багажа в настоящее время не может превышать 600 RUB за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. RUB для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции, ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. RUB в отношении каждого пассажира.

Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по Воздушному кодексу РФ не может составлять более 2 млн RUB. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает сумму около 7,8 млн. RUB, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.

В результате длительной задержки время отдыха на курорте сократилось. Кому туристы должны адресовать претензию?

В том случае, если рейс чартерный, претензия направляется туроператору. Если речь идет о рейсе регулярных перевозок, претензия может быть направлена или туроператору, или перевозчику.

Каков шанс получить компенсацию за задержку рейса?

В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального ущерба определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

К большому огорчению, далеко не все поездки протекают гладко. Особое место в списке популярных трудностей у путешественников занимает заминка с рейсом. Происходит такое не только на чартерных маршрутах, но и на регулярных. Как поступить, если произошла задержка рейса, что положено пассажирам авиакомпании? На какие бесплатные сервисы и компенсации им рассчитывать?

Возможные причины задержек

Не нужно объяснять, что причины могут быть самыми разными. Иногда эти данные могут разниться даже у сотрудников авиакомпании и аэропорта. Для установления причины судами делаются запросы в различные службы аэропорта. Итак, это могут быть:

  1. Неисправности самолета.
  2. Погодные условия.
  3. Задержка судна и прочее.

Пытаетесь разобраться, что положено пассажирам при задержке рейса? Когда вылет задерживается по независящим от авиакомпании обстоятельствам, тогда вытребовать материальную компенсацию не удастся. Но обеспечить определенные удобства в процессе ожидания она должна.

Тут-то путешественников и поджидают первые трудности, не многие из них понимают свои права, например, что положено пассажирам при задержке рейса на 3 часа, а авиакомпаниям самим предлагать невыгодно. Поэтому флаг вам в руки, а, точнее, ФАП (Федеральные авиационные правила).

Обязательства перевозчика при заминке рейса

Первое, что обязан предпринять аэропорт/перевозчик при задержке, это сообщить путешественникам о поправках в расписании и их основаниях.

Если информация пассажирам не поступает, а найти агента компании не получается, то следует оповестить о ситуации службу Росавиации и туроператоров. Первые осуществляют руководство над авиакомпанией, а вторые несут ответственность перед путешественниками за оказываемые услуги, так как заключили с перевозчиком договор.

Возврат билета

Если по причине того, что ваш рейс отстает от расписания, вы приняли решение не ожидать отправки судна, а добираться другой авиакомпанией или направиться домой, то соответственно, вы приняли решение расторгнуть соглашение о воздушной перевозке. Оно является вынужденным, соответственно, можно рассчитывать на компенсацию в размере 100%.

К таким отказам также относятся:

  1. Перестройка маршрута перевозчиком.
  2. Полет не по расписанию.
  3. Несостоявшаяся отправка путешественника по причине отсутствия места в салоне, соответствующего дате и рейсу, обозначенных в посадочном билете, по причине продолжительного досмотра сотрудника аэропорта, в результате которого не было обнаружено запрещенных предметов и веществ.
  4. Внезапная болезнь пассажира или его близкого родственника с подтверждением этого факта медицинской справкой.
  5. Непредоставление путешественнику класса обслуживания, соответствующего купленному билету.

При вынужденном отказе авиакомпания ставит соответствующую пометку в билете или выдает ему документ, поясняющий обстоятельства этого отказа.

Права путешественников при задержке рейса

Итак, что положено пассажирам при задержке рейса? Даже если ждать вам придется недолго, а примерно 1 час, все равно не стоит спускать ситуацию на самотек. Сразу же после получения информации о задержке следует подойти к стойке регистрации и потребовать детальных разъяснений. Ответ при такой незначительной задержке вы вряд ли получите, поскольку сотрудники сами не знают, в чем дело, но основная задача разговора в том, чтобы поставить штампик о задержке. При последующих разбирательствах он станет неопровержимым доказательством.

Основания для задержки могут быть разными, но каждый путешественник должен обладать информацией о том, что положено пассажирам при задержке рейса. В перечень обязательств авиакомпании входит:

  1. Путешественникам с детьми младше 7 лет должен быть предоставлен пропуск в комнату матери и ребенка.
  2. Сохранение багажа до момента вылета.

Согласитесь, что гораздо удобнее ожидать перенесенный рейс, освободив руки от багажа, и устроившись в удобных условиях с детками. Список последующих услуг, входящих в обязанности перевозчика, зависит от продолжительности задержки.

Время задержки

В зависимости от продолжительности ожидания пассажиру предоставляются следующие услуги:

  1. Итак, что положено пассажирам при задержке рейса на 2 часа и более? Авиапассажир имеет право потребовать от компании возможность сделать 2 телефонных звонка за его счет в любой город мира и отослать 2 СМС.
  2. Еще что положено пассажирам при задержке рейса на 2 часа и более? Перевозчик должен обеспечить их напитками на выбор в нужном количестве.
  3. Горячее питание положено пассажирам при задержке рейса на 5 часов и более. После этого кормление осуществляется каждые 6 часов днем и 8 в ночное время.
  4. Случилась задержка рейса на 6 часов, что положено пассажирам? По истечении этого времени все путешественники должны быть обеспечены следующим:
  • Гостиничным номером до вылета. Помещение для отдыха предоставляется после 8 часа отсрочки рейса днем, после 6 часов - ночью.
  • Автотранспортом до гостиницы и обратно.

Прочие компенсации

Все озвученные услуги должны предоставляться пассажиру совершенно бесплатно. Никаких оправданий в этом случае быть не может, поскольку авиаперевозчик должен при любых условиях позаботиться о пассажирах. Ну а если рейс был задержан по вине организации, то отвертеться горячим обедом и гостиничным номером ей не удастся. В дополнение к этому пассажирам причитается:

  1. Денежная выплата в размере 3% от цены билета, умноженные на количество часов задержки.
  2. Компенсация в размере 0,25% от минимальной оплаты труда, умноженной на количество отложенных часов вылета.

В общей сумме за отложенный вылет авиапассажир сможет вернуть до 50% от цены билета (в зависимости от длительности ожидания). Если вылет так и не был совершен, то, без всякого сомнения, будет возвращена полная цена билета вдобавок к прочим компенсациям. Все указанные суммы действуют на российской территории, в странах ЕС размер выплат гораздо выше. В зависимости от времени отправления и дистанции, авиапассажир, который получил сообщение от перевозчика об отмене рейса меньше чем за 2 недели, может надеяться на компенсацию в размере 600 евро.

Важная информация

При задержке рейса на 14 часов что положено пассажирам? При такой долговременной задержке рейса не следует долго дожидаться того, пока авиаперевозчик оплатит питание и гостиницу. Можно все сделать самому, главное, сохранять все платежные документы (квитанции, чеки и прочее), поскольку все потраченные средства будут потом возвращены, но, правда, это будет сделано через суд.

Не знаете, что положено пассажирам при задержке рейса на 5 часов и более? А что делать, если предполагалась стыковка? Не следует волноваться по поводу пересадок. Если у вас предполагался стыковочный рейс, то перевозчик в любом случае должен будет обеспечить место в другом самолете, следующим к месту вашего назначения. Вам не придется доплачивать за билет ни копейки, даже в том случае, если вас разместят в бизнес-класс. Но если у вас был приобретен билет в бизнес-класс, а свободные места есть в экономе, то настаивать на возврате разницы нужно в обязательном порядке!

Время задержки рейса рассчитывается исходя из данных, указанных в посадочном билете. Перевозчиком, на собственное усмотрение, могут быть предоставлены дополнительные услуги на время заминки, но они не отменяют обязательные.

Как действовать при задержке чартерного рейса

Если вы собираетесь предъявить претензии, то непременно потребуется справка о задержке/отмене рейса. На посадочной квитанции от руки должно быть указано настоящее время вылета и поставлен штамп.

В случае непредоставления обязательных услуг во время ожидания рейса приобретите их самостоятельно, но обязательно сохраните все чеки. По прибытии предъявите их туроператору, его задача - разобраться с чартерным перевозчиком и стребовать возмещение компенсации.

Что необходимо знать о задержках чартерных рейсов

Авиаперевозчики регулярных и чартерных рейсов разделяют разные виды ответственности. В последнем случае вся ответственность лежит на туроператоре, зафрахтовавшем судно, а не на самом перевозчике.

Если произошла задержка рейса, что положено пассажирам? Закон гласит, что в независимости от причин изменения расписания, перевозчик обязан в установленные сроки предоставить пассажиру необходимы услуги, указанные выше.

Главное, что необходимо сделать, это получить штампик на стойке регистрации о задержке вылета. Если он есть, то вы сможете вернуть собственные средства, которые могли быть потрачены по причине того, что перевозчик не предоставил необходимые услуги либо сделал это с нарушением установленных временных рамок.

Разборки с возмещением средств могут дойти до суда, но чаще всего этого не происходит, все претензии рассматриваются в досудебном порядке. Подать заявку на компенсационную выплату можно в течение 6 месяцев с момента выполнения рейса, перевозчик/туроператор обязан рассмотреть ее в течение 30 дней.

Компенсационные выплаты при задержке рейса на российской территории

Обязательства авиаперевозчиков и права путешественников по вопросу получения компенсации за изменение времени вылета судна российского перевозчика или зарубежной организации, задержавшей авиарейс на территории России, регулируется Воздушным кодексом РФ.

Для получения выплаты за изменение вылета требуется поставить штамп на регистрационной стойке и еще получить соответствующую справку у представителя авиакомпании. Претензии принимаются в течение полугода с момента задержки рейса.

К претензионному заявлению требуется приложить билет на самолет с проставленным штампом и справку, подтверждающую этот факт. Кроме того, если вы оплачивали услуги самостоятельно, должны быть приложены все платежные документы (чеки за оплату питания, гостиницу, транспорт и прочее в период задержки). Претензию необходимо направить заказным посланием с описью по почте или вручить лично в руки агентам авиакомпании. В обязательном порядке сделайте копию письма для себя. Если требование будет вручаться представителю лично в руки, то не забудьте взять с него расписку о получении. Ответ следует ожидать в течение месяца с момента отправления.

Если рейс задержан европейской авиакомпанией или на территории ЕС

Если изменилось расписание рейса авиакомпании, зарегистрированной на территории ЕС или в аэропорту стран ЕС, тогда что положено пассажирам при задержке рейса на 3 часа, например? В этом случае пассажирам выплачивается компенсация, отказать в которой можно только по нескольким причинам:

  1. Террористический акт.
  2. Синоптические условия.
  3. Забастовка.
  4. Саботаж.

Атмосферные условия считаются поводом для отказа только в том случае, если были отложены все рейсы, следующие из этого аэропорта.

Для получения компенсации необходимо проштудировать регламент, и если ваша ситуация подходит под описанные там положения, то можно смело писать претензионное заявление на имя авиаперевозчика. Отсылаете письмо и ожидаете ответа. В случае отказа перевозчика в возмещении компенсации можно направить письмо в общество защиты прав потребителей той страны, откуда выполнялся вылет. Если и там будет отказ, то подавайте исковое заявление в суд той же страны.

Сумма выплаты будет зависеть от продолжительности задержки, а также расстояния между аэропортами отправления и прибытия.

Другой способ

Второй способ получить компенсацию - обратиться за помощью в организацию Compensair, которая полностью берет на себя всю бумажную волокиту по взысканию выплаты с авиаперевозчика, начиная от оформления первичного заявления до досудебной работы с локальными органами по защите прав потребителей в странах ЕС и судебного разбирательства. Кстати, проверить возможность получения компенсационной выплаты с конкретного задержанного рейса можно на их сайте совершенно бесплатно.

За проделанную работу сервисом удерживается сбор только при положительном результате. Вам платить ничего не придется, Compensair перечислит вам сумму уже за вычетом комиссии, обычно ее размер составляет 25%.

Статьи по теме